Краткая презентация образовательной программы
Характеристика контингента воспитанников
Основной структурной единицей МБДОУ № 229 является группа детей дошкольного возраста и Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста. В настоящее время в МБДОУ функционирует 14 групп:
- 1 группа – общеразвивающая раннего возраста
- 9 групп – общеразвивающие для детей от 3-7 лет
- 2 группы – компенсирующие для детей с нарушениями слуха
- 2 группы – кратковременного пребывания
Реализуемые программы
Основная образовательная программа МБДОУ разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373)
- Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (Письмо Министерства общего и профессионального образования РО от 14.08.2015 № 24/4.1.1-5025/М)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28)
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности, Устав МБДОУ
Основными целями обязательной части Основной образовательной программы МБДОУ являются:
- обеспечение развития личности детей, воспитанников МБДОУ, в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- обеспечение всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обогащение их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Целевые ориентиры вариативной части направлены на социальное развитие воспитанников, развитие их гражданской идентичности, патриотизма. Цели Программы органично интегрируются с обязательной частью. Среди них: учет этнокультурной ситуации развития детей, становление основ патриотизма, позитивное влияние на повышение социального статуса воспитанников в среде сверстников вне зависимости от состояния физического и психического развития ребенка.
Принципы построения Программы:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, амплификация детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования;
- сотрудничество детей и взрослых, ребенок – субъект образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, Донского края, российского общества и государства;
- возрастная адекватность дошкольного образования.
Содержание обязательной части Программы (70%) базируется на основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах специфической детской деятельности и четко соотносится с итоговыми результатами освоения Программы с обозначенными принципами мониторинга, достижениями детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
В рамках инновационной деятельности реализуется программа "Вдохновение" под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой.
В группах компенсирующей направленности в МБДОУ реализуется Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями слуха и используются следующие программы:
- Программа "Программы для глухих детей дошкольного возраста" Л.А. Головчиц
- Программа "Программы для слабослышащих детей дошкольного возраста" Л.А. Головчиц
В содержательный компонент вариативной части Программы (30%) включены следующие парциальные общеразвивающие программы дошкольного образования:
- Программа "Я – Ты – Мы" О.Л. Князевой
- Тренинговая программа "Давайте жить дружно!" С.В. Крюковой
- Тренинговая программа "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" С.В. Крюковой
- Программа "Дружные ребята" Р.С. Буре
- Парциальная модульная программа "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" под ред. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.
- Парциальная образовательная программа дошкольного образования "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
- Региональная программа "Родники Дона" под ред. Р.М. Чумичевой
Иные образовательные программы, в том числе на других языках, а также профессиональные образовательные программы в МБДОУ не реализуются.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательной деятельности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МБДОУ используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, элементы электронного обучения.
В МБДОУ имеются в наличии технические средства обучения, обеспечивающие реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: интерактивные комплексы, интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, интерактивный песочный стол, робототехнические наборы, в том числе для индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями (детей с нарушениями слуха).
Характеристика взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Важным условием реализации Программы является взаимодействие с семьями воспитанников – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В МБДОУ используются как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные:
- Традиционные формы работы реализуются через осуществление индивидуальных консультаций, проведение родительский собраний, мастер-классов и др.
- Нетрадиционные формы работы реализуются посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие с семьями воспитанников: активно используются мультимедийные средства, организован Консультационный центр ранней помощи семьям, имеющим детей до 3-х лет, Центр игровой поддержки ребенка, группы кратковременного пребывания детей. В период адаптации детей к условиям детского сада организована работа родительского клуба "Семь-Я", через сайт МБДОУ налажена консультативная работа молодых родителей.