Доступная среда

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты учителя-дефектолога, полифункциональный кабинет педагога-психолога.

В групповые помещения входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), спальня, туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

Музыкальный зал в МБДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Зал оснащен современным оборудованием: интерактивный комплекс, пианино, акустическая система; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги МБДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, релаксационное и сенсорное оборудование.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в кабинетах педагога-психолога и учителя-дефектолога имеется следующее оборудование:

  • музыкальный сухой бассейн с шариками, подсветкой и вибрацией (используется для развития сенсорной сферы с детьми раннего и дошкольного возраста);
  • интерактивная доска "SMART" для реализации занятий, направленных на развитие и коррекцию познавательных процессов воспитанников дошкольного возраста: ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
  • интерактивная песочница – умный стол "Алмаз" (для работы педагога-психолога).

Кроме этого, в кабинетах педагога-психолога и учителя-дефектолога имеются:

  • Дидактические игры для дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы) для развития познавательных процессов
  • Таблицы для развития наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления
  • Наборы развивающих игр и игрушек по возрасту
  • Игровые пособия для развития интеллектуальной сферы
  • Материалы для развития мелкой моторики различного размера с ориентацией на возраст воспитанников
  • Наборы геометрических тел и настольных зеркал для развития целостного пространственного восприятия
  • Тренажеры для письма и "умные" кубики
  • Игровой набор Дары Фребеля и комплект методических пособий (14 модулей)
  • Диагностический материал "Когитоша" Н.Л. Белопольской
  • Программный психологический комплекс "Лонгитюд (коробочная версия) Лонгитюд Б"
  • Дидактический комплект Семаго
  • Дидактический комплект "Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний и отношений" М. Люшера
  • Дидактический комплект "Методика диагностики дифференциаций эмоциональной сферы ребенка "Домики" О.А. Ореховой

Для работы с детьми с нарушениями слуха кабинет учителя-дефектолога оснащен:

  • Аппарат для групповой реабилитации и обучения лиц с нарушением слуха и лиц с искусственной улиткой "ВЕРБОТОН VT42"
  • Сурдотехническое средство для инвалидов с программным обеспечением DION VISION
  • Интерактивный стол High ST с программным обеспечением Экзамен-Медиа
  • Многофункциональное рабочее место со световыми эффектами
  • PM Мягкая тактильная панель (арт. RT029)
  • Развивающий стол-мозаика для развития зрительно-моторной координации
  • Дидактические игры для развития всех образовательных областей

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-дефектологами, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; театрально-игровая деятельность; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы, психогимнастика, музыкотерапия; пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.

В МБДОУ имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование (гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков); спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.) Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

На улице оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей групп компенсирующей направленности. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ разработан Паспорт доступности. Дошкольное учреждение частично соответствует требованиям СП 59.13330-2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Для всех категорий инвалидов объект доступен частично (не обеспечено свободное передвижение по территории и внутри зданий).

Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории (СП59.13330-2012, ГОСТ Р 51261-99):

  • Около калитки установлена тактильная информационная табличка, содержащая информацию о наименовании организации, контактных телефонах и графике работы.
  • На входе на территорию установлена тактильная мнемосхема с указанием основных зон, путей движения по территории и доступных входах в здания МБДОУ.
  • Выполнено устройство ровного нескользящего покрытия на игровых площадках групп № 3 и № 8.
  • Обустроены плавные съезды на пересечениях пешеходных дорожек и проезжей части.
  • Установлены тактильные информационные таблички о назначении целевых зон.
  • На главном входе в здание обустроен пандус с уклоном до 8%, с обеих сторон пандус оборудован поручнями в двух уровнях с нетравмирующим завершением.
  • На двери на главном входе имеется контрастная маркировка прозрачного полотна двери.
  • На входах в групповые помещения на лестницах установлены дополнительные поручни на высоте 0,5 м с нетравмирующим завершением.
  • Обустроен плавный съезд на перепаде высоты между лестничной площадкой и коридором.
  • Выполнена контрастная маркировка краевых ступеней на лестницах, ведущих на второй этаж.
  • Установлены информационные знаки, указывающие направление движения и эвакуации и информационные тактильные таблички о назначении целевых зон.
  • Выполнена контрастная маркировка дверных проемов.
  • В туалетах установлены опорные поручни около унитаза и на раковине, крючки для костылей, кнопка вызова персонала.

В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья, и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Работники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование". В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих.

Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов осуществляется администрацией МБДОУ.

Специальные условия охраны здоровья

Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика и гимнастика после сна с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Детский сад обслуживают две медицинские сестры и врач-педиатр на основании договора с МБУЗ "Детская городская поликлиника № 45 города Ростова-на-Дону". Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МБДОУ. Информационная база МБДОУ оснащена локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи с интернет-провайдером "ЭР-Телеком". Интернет используется для следующих целей:

  • информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ, в том числе групп компенсирующей направленности (с соблюдением санитарных требований);
  • работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
  • поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и аудио-) по всем дисциплинам учебных планов;
  • самообразования педагогов МБДОУ;
  • участия в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ;
  • просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников, в том числе групп компенсирующей направленности (с соблюдением санитарных требований).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в коррекционной работе. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ

В МБДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с нарушениями слуха): интерактивные комплексы, интерактивный песочный стол, робототехнические наборы.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.

Количество жилых помещений в общежитиях, интернате, приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ "Детский сад № 229" не предусмотрены, жилые помещения не предоставляются.

Обратная связь

Перед отправкой данной формы, ознакомьтесь, пожалуйста, с Политикой обработки и хранения персональных данных

Версия для
слабовидящих